Ноябрьский поход. Пашийская пещера

Ноябрьские выходные я стараюсь провести не так, как все обычные выходные. Конечно, поваляться на диване до полудня хочется, посмотреть какой-нибудь сериал тоже, но не все же три дня! В прошлом году я отлично провела ночь искусств в Асбесте, а в этом году все мои планы ноябрьского отдыха с крахом рушились. Строились и рушились. Изначально планировала с «Третьим полюсом» на гору Иремель. Планировала аж за месяц, но потом нарисовалось кое-что другое, и я передумала. А потом кое-что другое отвалилось, и, казалось бы, - Женя, вернись ты к первоначальной своей мысли отправиться с турклубом в увлекательное путешествие, но уже потрачены те самые деньжата, предусмотренные на посещение горы, и надо придумывать что-то другое, более бюджетное…

Не успела я запустить мыслительный процесс, как идея путешествия выходных пришла сама: я ж очень давно мечтаю побывать на горе Качканар! На электричках до Качканара доехать несложно и не так затратно, но единственное, что меня пугало – потеряться, поднимаясь на гору.

Стала шарить интернеты, читая заметки путешественников: вроде всё просто. От автовокзала пешком не так уж и сложно добраться, к тому же у меня в смартфоне отличнейшая карта есть. Решено! Осталось только пообщаться с друзьями, которые бывали в этом славном месте.

Мой друг Сашка (Лопатка) была в Качканаре с туристами, и к ней я обратилась в первую очередь.

- Не вздумай ехать туда одна! – тут же запричитала она. – Ты заблудишься в лесу! Там очень долгий подъём, ты заколебёшься! Возьми кого-нибудь знающего с собой или присоединись к какой-нибудь группе.

Затем я написала Нине donni_nina. Она бывала на горе Качканар и даже ночевала с буддистами в храме Шад Тчуп Линг. Нина тоже посоветовала мне присоединиться к группе, опасаясь, что я сверну не туда. А чуть позже написала, что екатеринбургское сообщество «Ураловед» в небольшом составе планирует 4 и 5 ноября отправиться в Качканар и дала координаты девчонки, которая собралась туда на электричках. Девчонке написала, но, оказалось, что её участие в поездке под вопросом. Любезная девушка дала координаты организатора поездки Игоря, посоветовала написать ему как можно скорее, поскольку путешествие планируется на автомобилях, и места ограничены. Игорю написала немедля, и он ответил, что на данный момент водителей нет, но если что – будет иметь меня в виду.

Я почему-то сразу рассмотрела это как «Извините, но нет», поэтому начала готовиться к одиночному путешествию в Качканар на электричках.

Ближе к выходным Игорь сообщил, что я могу поехать с ними и поведал о планах:

- Вначале мы посещаем пещеру в посёлке Пашия, что в Пермском крае, ночуем на турбазе в хостеле, а на второй день отправляемся в Качканар.

Меня это устраивает!

Итак, я, давно не бывавшая в таких поездках, набила свой большой рюкзак (пока большой рюкзак у меня = 40 л) всем, что, как мне казалось, понадобится. Но мы же знаем, какой я непутёвый турист, поэтому можно сразу предположить, что не всем, конечно же. Легла пораньше спать (ведь подъём в четыре утра) и еле сомкнула глаз, думая, а всё ли я положила в рюкзак? С трудом проснулась, быстро собралась и помчалась на вокзал. Место встречи – станция метро Уралмаш в Екатеринбурге. Отъезд в Пашию в 7 утра.

Поскольку компания у нас была незнакомая, то о перекусах каждый заботился сам. Я позаботилась довольно хорошо, кажется. Запасённой еды хватило надолго, несмотря на то, что это всего лишь пачка овсяного печенья, хлеб, сыр, два банана, шоколадка и водичка. Хорошего термоса у меня до сих пор нет, поэтому я лишь грустно вздыхала, глядя на ребят, которые пили всегда горячий кофе и чай.

Быстрое знакомство, и в путь. Свою компанию запомнила по именам сразу. Нас было восемь человек на две машины - 4 парня и 4 девчонки: наш предводитель Игорь, Сергей и его спутница Наташа, Маша, Коля (водитель №1), Андрей (водитель №2) и его спутница Лена, а также четвероногий турист по имени Анчар. Чтобы не потеряться и вовремя быть на нужных остановках, парни-водители общались по рации.

Первая остановка – у памятника погибшим мотоциклистам за Нижним Тагилом.

Фото Игоря Полянина

Затем я провалилась в глубокий сон до второй остановки  – у знака Европа-Азия, что на трассе Качканар - Чусовой. Сырой пейзаж довольно быстро сменился снежным.

При въезде в Пермский край – снова сырость. До Горнозаводска с короткими остановками добрались примерно к 12 часам. В Пашии немного перекусили и начали переодеваться для вылазки в пещеру.

Анчар оделся быстрее всех

Посёлок Пашия вдохновил обилием покосившихся деревянных заброшек и заводом Пашия (который, как оказалось, металлургическо-цементный),

Фото Игоря Полянина

но погода меня раздосадовала: я ждала снега, а шёл проливной дождь, влага от которого бережно скапливалась в моей лыжной куртке. Ребята-туристы сразу надели свои крутые ботины, бахилы и дождевики. Мужественно сделав вид, что у меня всё нормально, я лишь надела капюшон от куртки и смелой походкой зашагала за всеми, думая, конечно же, о ботинах помощнее, бахилах и дождевике. Да даже не о дождевике, а какой-нибудь защитной ветровке, которую не жаль извазюкать в пещере.

По грязи и слякоти мы шли около двух километров до Пашийской пещеры, уютно расположившейся в скалах Большие Воронки на реке Вижай.

Полюбовавшись видами, решили дружно лезть внутрь. Но уже в самом начале, когда предстояло спуститься по металлической лестнице вглубь, Анчар начал паниковать, Лена тоже отказалась лезть дальше в сырость и холод, поэтому дальнейшее изучение пещеры продолжили мы всемером.

Протяженность разветвленных ходов пещеры достигает 520 метров, глубина - 30 метров. Пещера включает 15 гротов, самый объемный достигает 90 метров в длину, ширина – от 1,5 до 5-6 метров. Высота грота – от 5 до 13 метров. Довольно просторная пещера. На животе ползком пробираться не приходилось, как в Игнатьевской, например, но на коленках и вприсядку – очень часто.

Изначально я побаивалась: мне не очень комфортно в замкнутых пространствах, но в дружной компании быстро словила нужную волну и с шутками весело ползала и прыгала по скользким камням. Мы быстро стали сплочённой командой: парни всегда помогали девчонкам на трудных участках, а те, у кого были фонарики помощнее, всегда подсвечивали товарищам дорогу. В пещере очень легко травмироваться из-за влажных камней, поэтому здесь установлены цепи, за которые можно схватиться.

В разных гротах постоянно слышались звуки мощного потока воды. Мы шли на эти звуки, чтобы увидеть подземный водопад, которым знаменита Пашийская пещера. На самом деле это небольшой ручей, падающий в подземное озеро с высоты 12 метров.

Подземное озеро имеет глубину 7 метров, диаметр 15 метров. Уровень воды соответствует уровню воды в реке Вижай. Температура воды +4°С и зимой, и летом.

Нашла схему пещеры на сайте «Ураловед»:

uraloved.ru

Снять на смартфон мало что удалось в пещере, но лезть с Кэноном в темноту и сырость я не решилась, боясь разбить своё сокровище.

На какое-то время мне показалось, что в пещере достаточно тепло, и, несмотря на то, что я намочила-таки ноги (неосторожно провалилась в ручей), я не продрогла. Однако, выбравшись наружу, поняла, что на улице всё же приятней.

Мы жутко измазались, мне стало жаль мою куртяшечку, но когда я лезла в пещеру, я не думала об этом. Ну, подумаешь, куртка… Подумаешь, шапка, подумаешь, перчатки, которые я раньше носила только исключительно с моим осенним пальто…

Фото Игоря Полянина

Поняв, что времени у нас ещё много, мы решили маленько прогуляться по скалкам Пашии.

Подумали, что неплохо было бы съездить на «Колпаки». Я с энтузиазмом поддержала эту идею, но дождь нещадно мочил нас, и мы передумали. Вскоре и я поняла, что намокла. Моя очаровательная куртка сама по себе постиралась под дождём и впитала очень много влаги. А затем влага начала проникать сквозь куртку, и моя толстовка стала мокрой. Естественно, я начала замерзать. Молчала до последнего, дав принять решение команде. А команда решила ехать в Верхний Ис на турбазу. Ух, это значит - скоро отогреюсь!

Вернулись в заснеженный Качканар, закупили вместе продуктов, придумав, что готовить на ужин и завтрак, и поехали через посёлок Ис в самые дебри по грунтовой дороге в «Дикий рай» - турбазу, которая стала известной для туристов совсем с недавних пор. Игорь за неделю до поездки забронировал нам комнату.

Вот такой у нас странный маршрут.

Сначала от Екатеринбурга до Пашии
Затем от Пашии до Верхнего Иса

На турбазу мы приехали в восемь вечера. Нам достался уютный хостел на 10 мест с кухней и душевой. Комната эта стоит 4000 рублей с компании, то есть мы просто скинулись по 500 рублей, и могли вымыться, подсушить одежду и приготовить поесть. На общий ужин и завтрак скинулись по сотке. Кроме этого, заранее закупились в магазине продуктами для поселенцев монастыря в Качканаре.

Так выглядит наша комната в хостеле

Я мечтала о бане, но, как оказалось, её тоже надо было бронировать заранее, поскольку до полуночи в неё было не попасть. А к полуночи я уже дрыхла мертвецким сном. До этого, конечно, цеплялась с ребятами языком, пытаясь узнать их получше, слонялась по комнате, развешивая где-то свои штаны, где-то – куртку, где-то - носки.

Игорь сушил не только одежду.

Маша с Сергеем приготовили шаурму – отличное, быстрое и сытное блюдо для походников, и я очень быстро наелась. Все достали свои печеньки и бутерброды, и общий стол радовал меня больше, чем эгоистичные перекусы во время поездки. А дальше мы играли в «Свинтус» и «Уно» и тем самым ещё лучше узнавали друг друга.

Очень быстро меня начало клонить в сон, и я забралась на свою койку. Услышав слово «Баня» от администратора хостела (которая, кстати, постоянно к нам наведывалась, проверяя, видимо, не сильно ли мы хулиганим), я проснулась, но ребята сказали, что уже слишком поздно, и никто, кроме меня, в баню не пойдёт, а одну меня отпускать не хотят. Ну что ж, ладно, я всё равно уже сплю.

Надо набраться энергии перед новым походным днём.

// Продолжение следует...

promo jennifer_hot октябрь 23, 07:12 17
Потому что у меня его нетути, ахаха. На самом деле всё проще. Как-то раз одна моя замечательная коллега дала совет: «Женя, а ты можешь писать в своём дневнике всегда всё хорошее? Хорошие события, классные впечатления? Вести так называемый дневник счастья». Я подумала такая и решила: могу. Могу,…